Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Институт коррекционной педагогики РАО

Институт коррекционной педагогики РАО — научно-исследовательский дефектологический институт в Москве. Основная задача — разработка вопросов дефектологии. Адрес: Москва, Погодинская ул., д.8., корп. 1

История института

Санаторий-школа под руководством В. П. Кащенко была основана на частные средства в Москве в 1908 г. и с момента своего основания носила официальное название Школа-санаторий для дефективных детей доктора В. П. Кащенко. До конца 1917 года санаторий-школа существовал как частное медико-педагогическое заведение, ставившее в первую очередь прикладные клинические и образовательные задачи. После революции октября 1917 года частный санаторий-школа был национализирован, подчинён Наркомпросу и переименован в Дом изучения ребёнка; в 1921 переподчинен Главсоцвосу Наркомпроса РСФСР и еще раз переименован, в Медико-педагогическую опытную станцию. Заведующим Дома изучения ребёнка был назначен основатель санатория-школы Кащенко (оставался в должности руководителя этой организации вплоть до декабря 1927 г.).

В послереволюционный период при поддержке правительства большевиков стало возможным существенно расширить сферу деятельности этого заведения, на базе которого, помимо клинико-педагогического направления, стало развиваться также и профессионально-учебное. В 1918 г. в отдельном помещении в доме по Большому Саввинскому пе­реулку Кащенко открыл сначала шестимесячные, потом годичные курсы для подготовки специалистов педагогов-дефектологов. На базе курсов в 1920 г. по поручению Главпрофобра Наркомпроса РСФСР Кащенко основал высшее учебное заведение: Педагогический институт детской дефективности (1920—1924); ректором института был назначен Кащенко. Учебный Институт дефектологии размещался на Погодинской улице, дом 6, в здании бывшей Контрольной палаты военного ведомства. В 1925 в результате реорганизации институт был ликвидирован как самостоятельная организация и переведен в состав педагогического факультета 2-го МГУ в качестве отделения дефектологии под руководством Д. И. Азбукина.

Другим направлением, получившим развитие после 1917 года, стало научно-исследовательское. В 1918 году на базе Дома изучения ребёнка был основан Музей детской дефектологии (позднее переименованный в Музей педологии и педагогики исключительного детства; научный руководит. Кащенко Всев. Петр.; зав. Музеем Артемов, Владимир Алексеевич), включавший три основных отдела: изучения ребёнка, лечебной (коррективной) педагогики и детского труда и творчества. Музей представлял собой не только и не столько коллекцию экспонатов на тему детского развития, но и исследовательский центр по проблемам детства, развития человека в норме и отклонений от стандартного развития:

Музей педологии и педагогики исключительного детства, основанный в 1918 году, является научно-исследовательским учреждением в области марксистской педологии и марксистской педагогики и одновременно — демонстрационным учреждением, стремящимся обобществить достижения Медико-педагогической станции Наркомпроса как опытно-показательного учреждения. В то же время музей является показательным по отношению к рядовым школьным музеям и выставкам.

При Медико-педагогической станции и Музее выходило многотомное научное издание под названием «Труды Медико-педагогической станции».

Помимо музея и института, в 1926-27 г. при Медико-педагогической опытной станции под руководством Кащенко работали также Медико-педагогическая клиника, Консультация, и Детский дом дефективных детей (школьного возраста).

В 1926 году в народном образовании в РСФСР началось давление на старых специалистов дореволюционного образца и развивалось по нарастающей на протяжении всего следующего года. В результате, в самом конце 1927 г. (19 декабря) Кащенко был освобождён от занимаемой должности, а Лев Выготский был назначен директором Медико-педагогической станции (в 1927) и оставался на этой должности до 10 октября 1928 г. (уволен по собственному желанию), когда на руководство станцией был назначен Юрий Федорович Эллинский. Музей педологии и педагогики при Медико-педагогической станции был радикально реорганизован по распоряжению нового заведующего станцией:

И вдруг как снег на голову свалилось ошеломляющее известие: Кащенко освобождается от занимаемой дол­жности ведомственным решением и назначается новый директор Медико-педагогической станции. В тогдашних условиях мотивировок в подобных случаях подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Поползли слухи, разного рода домыслы, намеки... Пришел новый руководитель Медико-педагогической станции – довольно молодой человек, достаточно само­уверенный и высокомерный. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства–все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы («удивительное музейное собра­ние, интереснейшие экспонаты», как отзывался обо всем профессор А.С. Грибоедов) были грубо выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира – прошлого и современности. Восстановить ее уже никогда не удастся.

В 1929 г. на базе Медико-педагогической станции был учреждён и сосуществовали по одному адресу (ул. Погодинская 8, тел. 2-18-83):

  • Экспериментальный дефектологический институт (при 2-м МГУ) (заведующий — Азбукин, Дмитрий Иванович, заместитель — Розенталь Лия Ян., зав. научно-педагогич. частью — Занков, Леонид Владимирович)
  • Медико-педагогическая опытная станция (и, при Медико-педагогической станции, Музей по изучению исключительного детства и Практикум по изучению и воспитанию исключительного ребенка, для врачей и учителей) (заведующий Эллинский Юр. Фед.)
  • Музей по изучению исключительного детства (Отделы: изучения ребенка, лечебной педагогики, детского труда и творчества, плана и учета педагогич. работы) (зав. Мурашов Георг. Вас.; руковод. Выгодский Лев Сем.)

В 1930 г. все эти организации перешли под единое руководство: новым директором Института был назначен И. И. Данюшевский, а замдиректора по науке стал Л. В. Занков. Выготский был приглашен на внештатную должность консультанта и научного руководителя психологических лабораторий и оставался на этой должности вплоть до своей смерти летом 1934 года. В 1935-36 годах организационная структура института такова: директор Данюшевский И. И., замдиректора Власова Т. А., научный руководитель Занков Л. В.

Названия института

С основания в 1908 за время своего существования институт неоднократно менял своё название:

  • 1908—1917 — Школа-санаторий для дефективных детей доктора В.П. Кащенко
  • 1918—1921 — Дом изучения ребёнка при Наркомпросе РСФСР
  • 1921—1929 — Медико-педагогическая опытная Станция (Медико-педагогическая Клиника) Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР (до 1927 — заведующий станцией Кащенко, в 1927—28 — Выготский, а в 1928—29 — Эллинский)
  • 1929—1934 — Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ) (в 1929 — заведующий Азбукин, а с 1930 — директор Данюшевский, замдиректора по науке - Занков, научный руководитель — Выготский)
  • 1934—1943 — Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР
  • 1943—1992 — Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР
  • с 1992 г. — Институт коррекционной педагогики РАО

Знаменитые сотрудники

В разное время активное участие в работе института принимали В. П. Кащенко, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия и др. См. тж. список известных дефектологов

Основные достижения

  • разработка комплексного медико-психолого-педагогического подхода к изучению детей с особыми нуждами
  • создание в СССР системы специального образования для детей с отклонениями в развитии (к концу 60-х гг.)
  • Подготовка большей части специалистов в области специального образования, в том числе все преподаватели дефектологических факультетов педагогических университетов СССР
  • в 1969 г. начинается издаваться журнал «Дефектология» для специалистов и родителей детей с особыми нуждами

Новое сообщение