Мы используем файлы cookie.
Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока

Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока (также известен под названиями Международный кодекс по маркетингу заменителей грудного молока, разг. Кодекс ВОЗ) — резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения при Всемирной организации здравоохранения, принятая в 1981 году. Свод правил был разработан как международная политика в сфере здравоохранения, которая рекомендует ограничения рекламы искусственных заменителей грудного молока, чтобы не подрывать намерение женщин кормить грудью. Помимо ограничений на рекламу искусственных смесей, свод правил затрагивает этические аспекты рекламы бутылок и сосок. Ряд последующих документов Всемирной ассамблеи здравоохранения прояснил и расширил Свод правил

С 1981 года 65 стран приняли законы, воплощающие в жизнь все или некоторые положения Свода правил ВОЗ и последующих резолюций Всемирной ассамблеи здравоохранения.

Задачи

Кодекс ВОЗ ставит своей целью защитить грудное вскармливание от коммерческой рекламы и маркетинга смесей, бутылок и сосок, которые влияют на матерей, медицинских работников и систему здравоохранения.

Положения относительно

i. Матерей
  • Информация и образовательные материалы о питании детей должны быть объективными и подчеркивать важность грудного вскармливания. Ни при каких обстоятельствах материалы не должны упоминать определенную марку товаров для питания детей.
  • Запрещены все виды рекламы, и меры по увеличению сбыта смесей и других товаров для детского питания, обозначенных в Кодексе и последующих резолюциях.
  • Запрещено раздавать бесплатные образцы продуктов матерям.
  • Запрещено делать скидки на смеси или выставлять особые стенды с товарами в магазинах розничной торговли.
  • Представители компаний-производителей заменителей грудного молока, бутылок и сосок не имеют права контактировать с матерями, напрямую или через посредников.
  • На этикетках заменителей грудного молока должны быть четко видно предостережение об угрозе искусственного или смешанного питания для здоровья детей.
ii. Медицинских работников
  • Свод правил ВОЗ обязывает медицинских работников поощрять и защищать грудное вскармливание.
  • Информация о продуктах, регулируемых Сводом правил, которую производители или распространители предоставляют медицинским работникам, должна быть «научной и фактической». Раздаточные материалы для медработников не должны быть инструментами для увеличения сбыта продукции.
  • Образцы продукции могут раздаваться только в случаях, когда медицинскому работнику нужно оценить товар с профессиональной точки зрения или для исследований. Ни при каких обстоятельствах медработник не должен давать бесплатные образцы матерям.
  • Для предотвращения конфликта интересов, производители и распространители смесей, бутылок и сосок не должны завлекать медицинских работников с помощью материальных и финансовых подношений. Три пояснительные резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения по вопросам питания младенцев и детей особо предупреждают о конфликте интересов. Резолюция, принятая в 1996 году (резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 49.15), призывает быть осторожными, когда медработники, работающие в сфере питания младенцев и детей, принимают финансовые подношения от производителей и распространителей товаров. Положения о необходимости избегать конфликта интересов были расширены в 2005 году, чтобы защитить государственные и международные программы по вопросам питания младенцев и детей (резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 58.32). В 2008 году резолюция была еще раз пересмотрена (резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 61.20).
iii. Систем здравоохранения
  • Запрещены меры по увеличению сбыта любой продукции в здравоохранительных учреждениях. Нельзя выставлять стенды с продукцией, плакаты и т. п. визуальные средства, которые распространяются производителями или распространителями товаров.
  • Показывать как кормить смесью можно только тем матерям или членам их семей, которым это нужно. Информация для семей, которые собираются или уже кормят смесями, должна включать четкое объяснение рисков, связанных с кормлением искусственными смесями и предупреждать об опасности неправильного использования смесей.
  • Подаренное оборудования или материалы не должны ссылаться на марки смесей и других товаров, обозначенных в Своде правил ВОЗ.
  • Бесплатное снабжение искусственными смесями. Две поясняющие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения 39.28 [1986] и 47.5 [1994]) призывают не распространять через здравоохранительные системы искусственные смеси бесплатно или по сниженным ценам. Таким образом, производителям смесей, бутылок и сосок запрещено поставлять свои товары в медицинские учреждения бесплатно или по сниженным ценам. (Согласно руководству инициативы «Больница доброжелательная к ребенку» «сниженные цены» означают менее, чем 80 % от розничной цены.)
iv. Этикеток
  • Информация на этикетках искусственных заменителей грудного молока должна быть написана просто и доступно на языке, который понятен матерям в стране, где продаются смеси.
  • На этикетках смесей должно быть указано, что кормление грудью превосходит кормление смесями. Так же должно быть указано, что кормить смесью можно только после консультации с медработником.
  • Не должны использоваться изображения или текст, которые идеализируют кормление смесями. Не должны использоваться слова и словосочетания, как «гуманизированное» (то есть подходящее для человека) или «подобное материнскому» и т. п.
  • На этикетках не должно быть никаких утверждений о питательной ценности смесей или утверждений, которые подразумевают преимущества для здоровья (резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 58.32 [2005]).
  • На этикетках должное быть четкое предупреждение о том, что порошковая смесь может быть заражена патогенными микроорганизмами (резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 58.32 [2005]).
  • Этикетки должны соответствовать рекомендациям ВОЗ о том, как безопасно готовить, хранить и использовать порошковые смеси (резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения 61.20 [2008]).

В соответствии с рекомендациями кормить детей только грудью до полугода, которые обозначены в резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения 54.2 [2001], все консервы, каши и прочие продукты детского питания должны быть обозначены как продукты для кормления детей старше 6 месяцев.

Обязанности производителя

Согласно Кодексу производители детского питания не должны:

  • Производить бесплатные поставки искусственного молока в больницы;
  • Рекламировать свою продукцию общественным или медицинским работникам;
  • Использовать изображение младенцев на этикетках с питанием для младенцев;
  • Делать подарки матерям или работникам здравоохранения;
  • Давать родителям бесплатные образцы продукции;
  • Рекламировать питание для детей младше 6 месяцев.
  • Этикетки должны быть на языке, который понимает мать, и должны содержать важное предупреждение о противопоказаниях и последствиях употребления искусственного питания.

Главные положения Кодекса

  • Никакой рекламы любых заменителей грудного молока (любого продукта, который рекламируется или предлагается для замены грудного молока), никакой рекламы бутылок для кормления и сосок.
  • Никаких бесплатных образцов и пробников.
  • Никакой рекламы в учреждениях здравоохранения или через них. Отказ от бесплатных или дешёвых поставок (смесей).
  • Никаких контактов между персоналом, занимающимся маркетингом, и матерями (включая медицинских работников, нанятых компаниями, чтобы обучать или рекомендовать).
  • Никаких подарков или образцов для личного пользования медицинским работникам или их семьям.
  • Надписи на этикетках должны быть на языке той страны, где продаётся продукт. На этикетках не должно быть слов или картинок (например, утверждений о пользе продукта для здоровья или изображений младенцев), идеализирующих искусственное вскармливание.
  • Медицинским работникам надо предоставлять только научную и основанную на фактах информацию.
  • Правительства должны гарантировать предоставление только последовательной и объективной информации о кормлении младенцев и маленьких детей.
  • Вся информация об искусственном вскармливании, включая этикетки, должна чётко объяснять преимущества грудного вскармливания и предупреждать о затратах и опасностях, связанных с искусственным вскармливанием.
  • Неподходящие изделия и продукты, такие как сгущённое молоко, не должны предлагаться для детского питания.
  • Все продукты должны быть высококачественными и произведенными с учётом климатических условий и условий хранения в тех странах, где они будут использоваться.
  • Производители и дистрибьюторы должны следовать Кодексу (и всем последующим резолюциям Всемирной ассамблеи здравоохранения) независимо от каких-либо действий правительств по внедрению Кодекса.

Внедрение в жизнь

В России с 2006 года при Ассоциации Консультантов по Естественному Вскармливанию (АКЕВ) работает отделение ИБФАН (IBFAN), международной организации, которая внедряет в жизнь Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения.

Статус Свода правил ВОЗ по странам

ИБФАН публикует ежегодные отчеты о статусе Свода правил ВОЗ по странам мира.

32 страны привели в действие Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока и последующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения, приняв всеобъемлющее законодательство, законы или другие имеющие юридическую силу меры.

Азия: Бахрейн, Индия, Иран, Йемен, Ливан, Непал, Саудовская Аравия, Филиппины, Шри-Ланка. Южная и Северная Америка: Аргентина, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста Рика, Панама, Перу, Уругвай. Африка: Бенин, Ботсвана, Буркина Фасо, Габон, Гана, Камерун, Мадагаскар, Мозамбик, Республика Кабо-Верде, Танзания, Уганда, Зимбабве. Европа: Албания, Грузия,

44 страны ввели законы о многих положениях Свода правил ВОЗ.

Европа: Австрия, Айзербайджан, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция.

Никакие действия по ограничению маркетинга смесей, бутылок и сосок не проводят в следующих странах: США, Чад, Сомали, Мали, Мавритания, Соломоновы острова, Антигуа и Барбуда, Суринам, Исландия, Мальта и Монако.

Нарушения Кодекса в этих странах


Новое сообщение